?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

В уходящем году, который был объявлен Годом учителя, и одновременно явился 65-м годом нашей Победы в Великой Отечественной войне, хочется вспомнить писателя, которому довелось, прежде чем стать писателем, пройти войну, и немного побыть учителем. Я говорю о Сергее Петровиче Алексееве.
В последние годы переосмысление советского периода нашей истории приводит к тому, что многое слишком решительно отметается, как «элемент прошлого», и временами мне доводилось сталкиваться с причислением имени С. Алексеева к этому «не актуальному». Наверняка взрослое поколение хорошо помнит рассказы Алексеева, так давайте вместе поразмышляем – нужны ли сегодня его книги детям так же, как это было в нашем детстве? Не знаю, насколько хорошо известны факты биографии писателя, поэтому я хочу познакомить вас с тем, что нашла в книгах о творчестве Сергея Алексеева :).



Сергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года в семье заведующего больницей небольшого украинского городка Плисков. Здесь же, в городе «вишнёвых садов» прошло детство будущего писателя, детство, которое было свободным и радостным – родители предоставили ему возможность самому выбирать себе друзей и игры. Учиться Сергея отправили в родственнице в Воронеж, где мальчик сразу пошёл во второй класс, поскольку уже умел читать, писать и считать. Однако большая часть школьных лет для Алексеева связана всё-таки с Москвой. Здесь он жил в семье из пятерых тётушек (сёстры матери), которые исповедовали культ интеллектуального труда и образцового распорядка. Заведовала всем одна из младших сестёр, Лидия Александровна, и её образ послужил впоследствии прототипом одной из героинь Алексеева: «Тётя Лиза как мужчина: «да» так «да», а «нет» так «нет». У неё в большой бригаде, посчитайте, как в полку, - всё расписано заранее: по минутам, по часам». Тётя Лиза – бригадир. Тётя Лиза – командир». В старших классах школы Сергей записался в аэроклуб. И что интересно: после тётиного воспитания воинская дисциплина ничуть не была в тягость Алексееву, порою ему даже казалось, что режим аэроклуба мягче, чем домашний режим тётушек!
В 1940-м году Сергей отлично закончил школу, но по пути родителей-врачей не пошёл. Впрочем, не пошёл он и по пути, который наметили для него тётушки, видевшие его школьное влечение к истории – они прочили ему будущее учёного-историка. Сергей Петрович выбрал небо и поступил в авиационное училище, что в городке Поставы, в Западной Белоруссии.
Фашисты накрыли лагерь курсантов мгновенно – успел взлететь только один самолёт. Алексееву удалось спастись вместе с группой уцелевших товарищей и они были переправлены в Оренбургское лётное училище. Здесь Алексеева учили полётам на новых машинах, но техника развивалась быстрее: пока курсанты учились управлять одной машиной, уже появлялась новая… В Оренбурге Сергей Петрович, как и многие другие курсанты, поступил на вечернее отделение педагогического института. Как вы думаете, на какой факультет? – конечно, на исторический. И, невзирая на тяжести военной жизни, Алексеев прошёл весь курс исторического факультета за год и пять месяцев, причём – тоже с отличием. Однако в ближайшем будущем Алексееву предстояло стать «лётным учителем», а не историком, поскольку он, как один из лучших лётчиков училища, получил распоряжение остаться в училище в качестве инструктора.
Таким образом, Сергей Петрович неожиданно становится педагогом, пусть и не в школе, а для лётчиков, но разве это важно? Он пробыл «лётным учителем» до августа 1945 года, когда в результате аварии на несколько месяцев попал в госпиталь. Был учебный полёт, отказал мотор, в кабине был курсант и садиться неисправному самолёту было некуда. Курсант отделался ушибами, а Алексееву удалось посадить самолёт – относительно удачно – на узенькую полоску между лесом и железнодорожной насыпью. Но с полётами Сергею Петровичу пришлось распрощаться. Травмы, полученные при аварии, были тяжёлыми, и в 1946 году Алексееву посоветовали попробовать себя в Высшей дипломатической школе в Москве. Но приём в ней был давно окончен и Алексеев решил ждать следующего года. А чтобы скоротать время, он пришёл со своим дипломом историка в Министерство образования. И услышал: «В Детгизе не хватает редакторов. Пойдёте?». Он пошёл, хотя и совершенно не знал, в чём заключается эта работа.
Длинный и сложный путь прошёл Сергей Петрович, прежде чем попал в тот круг, который сделал его тем Сергеем Алексеевым, которого мы знаем. Банально, и всё же, очень просится вспомнить, что для писателя такой «кружной» жизненный путь очень ценен. Сергей Алексеев пришёл в детскую литературу, ещё не понимая, что он способен ей дать, но уже имея за плечами огромный жизненный опыт, а его жизненная дисциплина, и чёткий, ясный взгляд военного впоследствии очень уместно дополнили его художественную одарённость. Прежде, чем увидели свет десятки его художественных книг по истории России для детей, он стал автором учебника по истории. Случилось так, что в 1952 году Министерство просвещения объявило конкурс на новый учебник «История СССР», и Алексеев решил попробовать свои силы. Впоследствии этот учебник («История СССР. Учебная книга для 4-го класса») переиздавался, и по нему училось не одно поколение детей.
В послевоенные годы было очень мало художественных исторических книг для детей. Кроме того, сами дети – читатели – проявляли большую активность и интерес в познании и чтении. Тогда они умели писать письма, с просьбой… написать для них книгу на ту или иную тему. А те, кто руководили до и после войны детской литературой – М. Горький, С. Маршак, К. Чуковский, А. Гайдар, С. Алексеев, М. Прилежаева, С. Баруздин и другие – эти письма внимательно читали, собирались на совещания, принимали решения и… писали чудесные книги для детей на самые разные темы. Место в разделе исторической литературы было тогда почти пустым. Дети хотели знать о событиях и героях своей истории. И Сергей Петрович Алексеев очень удачно занял место в ряду замечательных детских писателей СССР. Я бы сказала, что основными его достоинствами были и есть лаконичность и чёткость (что очень важно для читателя-первоклассника, к примеру!), умение увидеть самое главное и изложить его просто и естественно. Кроме того, Алексеев обладал хорошим вкусом, твёрдым пониманием важности жизненных ценностей, представление о которых формируется в детском возрасте раз и навсегда.

Вот несколько примеров. Есть в книге «Птица-слава» рассказ «Свадьба», в котором рассказывается, как М.И. Кутузов случаем попал на крестьянскую свадьбу и даже произнёс там тост за «Матушку нашу – Россию». А после нашлись люди, которые попрекнули полководца тем, что кругом война, а он-де по свадьбам гуляет, неприлично, мол, это. Вот ответ Кутузова: «Прилично, прилично… К мирной жизни народ стремится. Мир, а не бой, жизнь, а не смерть исконно в душе россиянина».
В другой книге Алексеева, «Идёт война народная», посвящённой уже Великой Отечественной войне, есть рассказ «Центральное направление». В нём солдат получает большое разочарование от того, что старшина не отправил его в бой, а дал приказ вспахать и засеять поле. И вот ответ старшины: «Не там, - показал на запад, туда, где догорали бои за Берлин, - а тут, - указал на поле, - и есть центральное направление. Не для смерти и боя родились люди. Жизнью и миром велик человек».
И это не единичные примеры такой ненавязчивой морали в книгах Алексеева. Вряд ли кто-то сможет сказать, что приведённые выше примеры устарели. И вряд ли кто-то сможет назвать многих современных детских авторов, которые поднимают вопросы чести и достоинства, глобальных жизненных ценностей и делают это не на примерах абстрактных сюжетов фэнтези, а на событиях реальной жизни, простых и понятных примерах, ясным и лёгким языком.
Если говорить в целом о современной детской литературе и её роли в жизни современных детей, то, разумеется, новые книги для детей необходимы. Время сильно изменилось, изменилась жизнь и в ней появилось множество совершенно новых понятий. Но слишком часто современные авторы, увлекаясь новыми реалиями, и рассказывая о них замечательно, забывают о «вечном». И тогда приходят на помощь проверенные временем классики. И ценность книг Сергея Алексеева сегодня несомненна ещё и потому, что у него, фактически, нет наследников. Среди современных молодых авторов, пожалуй, нет никого, кто по уровню образования и таланта мог бы стоять рядом с ним – писателем-историком. Современные трактования истории – это вообще отдельный и болезненный вопрос. И, похоже, за него никто не отваживается взяться.
В заключении хочу сказать, что можно по-разному относиться к писателю Сергею Алексееву. Можно любить его книги или не любить их. Одно бесспорно: в детской литературе он – один из лучших, кто рассказал детям об истории нашей страны за период с середины XVI до середины XX века. И он, безусловно, один из лучших, кто рассказал детям о том, что видел сам – о Великой Отечественной войне.

При подготовке материала использованы книги:
Коваленко С. Сергей Алексеев. М.: «Советская Россия», 1985.
Мотяшов И. Сергей Алексеев: Очерк творчества. М.: Дет. лит., 1982.






Comments

( 7 Рассказали историю — Поддержать разговор )
donna_benta
Dec. 17th, 2010 06:49 pm (UTC)
Спасибо! Дам ссылочку на ваш пост сотрудникам детской исторической библиотеки "Отечество", которая открыта в нашем городе.
biblio_romantic
Dec. 20th, 2010 09:31 am (UTC)
Спасибо за спасибо :)
Но неужели в детской исторической библиотеке не знают Сергея Алексеева?..=)
А у этой библиотеки, кстати, есть сайт или какое-нибудь место в интернете, где можно было бы познакомиться с ними поближе?
donna_benta
Dec. 20th, 2010 09:44 am (UTC)
Безусловно, с книгами Алексеева в этой библиотеке работают, но доступно и интересно обработать биографический материал иногда не хватает времени за обычной текущей работой, поэтому подбираются материалы не только из журналов, но и в Интернете.
Страница библиотеки "Отечество" на сайте муниципальных библиотек г.Омска: http://www.lib.omsk.ru/bibl.php?page=bib_ot.
biblio_romantic
Dec. 21st, 2010 09:54 am (UTC)
Да, спасибо, поизучала :) Интересно, вы молодцы! "Детская историческая библиотека" - даже просто звучит интересно =)
donna_benta
Dec. 21st, 2010 10:00 am (UTC)
Пожалуйста! А материалы по другим нашим детским центрам вы смотрели? Есть Детский информационный центр "Клепа и компания", Детский центр литературного краеведения, Виртуальный музей детской книги, виртуальные ресурсы к Неделе детской книги и летней программе чтения (с флэш-играми).
За работой вашей библиотеки тоже следим, обязательно посещаем основной сайт. В блогах бывают посты о встречах с писателями, которые у вас проводятся.
biblio_romantic
Dec. 21st, 2010 11:04 am (UTC)
Да-да, я уже полюбопытствовала насчёт прочих проектов =) Очень интересно!
donna_benta
Dec. 21st, 2010 11:31 am (UTC)
Рада, что наша работа вызвала у вас интерес!
( 7 Рассказали историю — Поддержать разговор )

О нас

эмблема
gaidarovka_news
"Гайдаровка" - читателям
Website

Календарь

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Тэги

На странице

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jared MacPherson