?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

В 2014 году Центральная городская детская библиотека им. А.П.Гайдара отмечает свое 80-летие. Этой дате посвящен цикл встреч Семейного клуба выходного дня, на которых мы рассказываем  об истории «Гайдаровки».
23 февраля наша встреча была посвящена работе библиотеки в 40-е годы.
Всю работу библиотеки, как и жизнь всей страны, в этом десятилетии можно разделить на два периода: мирное время и Великая Отечественная война.
Война изменила жизнь всех, в том числе, и жизнь читателей. Некоторые сотрудники библиотеки и многие читатели уехали из Москвы. Но большинство остались… «Война создала новые бытовые условия и трудности. В Москве дети были лишены школы. Все это резко отразилось на работе библиотеки» (из отчета за 1941 год).
Многим детям в это суровое время библиотека заменяла дом, где днем никого не было, и школу. Читатели, особенно младшего возраста, проводили в библиотеке целые дни. Ведь библиотека была практически единственным местом, где дети были не одни, а с другими детьми и со взрослыми. Библиотекари всегда старались найти время и поговорить с каждым, а ребята рассказывали не только о прочитанных книгах, но и о домашних делах, о своих близких, о своих переживаниях. У некоторых читателей библиотекари побывали дома, чтобы понять их бытовые условия, нужды и по возможности помочь.

А что же читали дети в годы войны? Чтение изменилось: теперь ребят всех возрастов интересовали книги о разных войнах, о героях и полководцах разных времен – Александре Невском, Суворове, Кутузове, Багратионе, об оружии и военной технике. В 1941 году в библиотеке была организована выставка «Боевое оружие», материалы с которой вызвали у читателей большой интерес.
У старших читателей в это время были популярны «Война и мир» и «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, книги Брагина, Тарле, Яна.
«…Среди маленьких читателей исключительно популярны книги Успенского «Четыре боевых случая», Григорьева «Боевая хитрость», Всеволжский «Семь смелых буденновцев», Богданова «Рассказы о войне» (из отчета за 1941 год).
Заведующая абонементом Александра Никаноровна Чижикова вспоминала: «Ребята спрашивали "про героев", "про подвиги", а самые маленькие любили перечитывать книгу братьев Гримм "Горшок каши"...». Наверное, всем понятно, почему...
И, конечно, всех волновали события на фронте. Но книг о происходящем тогда еще почти не было, так что в это время читали больше газеты и журналы, где было много материалов военных корреспондентов о событиях на фронте, о подвигах солдат.
Часть ребят, чтобы не очень сильно отстать от школы, читала книги по школьной программе.
Многие читали, что называется, "для души". В отчете за 1942 год есть такое наблюдение: «Сложность и тяжесть современных событий и связанные с ними личные переживания очень сказываются на ...чтении ребят: они предпочитают легкую увлекательную книгу, приключенческую или фантастическую. Из бесед с ними видна потребность отвлечься от переживаний действительности, дать нервам разрядку».
Во время войны детские книги издавались довольно большими тиражами: 50 - 100 тысяч. Конечно, печатались они на дешевой бумаге, да и без полиграфических изысков. Но ведь шла война! Удивительно, что вообще печатались! Вот, например, «Черная курица»: на изготовление форзаца пошла фронтовая газета. Трогательная деталь, след времени... Но книги были ценностью, и библиотекари не переставали учить ребят бережно с ними обращаться. Например, читая стихотворение Маршака «Книжка про книжки» )) Одну книгу в то время читали сотни читателей! Но и библиотека продолжала комплектоваться новыми изданиями. Например, во втором полугодии 1941 года библиотека получила более 3, 5 тысяч новых книг. И совершенно поразили меня следующие цифры: на 1.01.1942 г. в фонд составляет около 52 тыс. экземпляров, а уже через два военных (!) года – более 83 тысяч! В наше мирное время мы страшно далеки от таких показателей...

Библиотека работала не только в небольшом здании на Таганке. Библиотекари и самые активные читатели выходили с книгами в те места, где собирались дети: метро, бомбоубежища, 3 раза в неделю приносили книги в госпиталь к раненым.
Многие читатели хотели как-то помогать, делать что-то полезное. Пример героев книги «Тимур и его команда» вдохновлял очень многих ребят. Например, самые младшие читатели сами решили собирать игрушки для ребят из тех районов, которые пострадали от немцев.
В 1942 году при библиотеке организовали кружок "Юный огородник", чтобы выращивать овощи, – время было голодное. С помощью тимуровцев из Станции Юных натуралистов читатели устроили огороды у себя дома и выращивали овощи в комнатных условиях.
А весной и летом 1942 года читатели включились в сбор лекарственных растений. Этим ребята старались помочь фронту и раненым. Ребята, даже первоклассники, выезжали в лес и собирали листья малины, череды, ландыша, мать-мачехи. Всего наши читатели собрали 226 кг 660 г лекарственных растений!
«После трудовых часов ребята отдыхали. Самый лучший отдых для них – это игра в войну, в лесу ребятам раздолье: устраивают засады, появляются разведчики. Лес оглашается воинственными криками…»

Даже в военные годы в библиотеке постоянно проходят читки новых книг, встречи с писателями, обсуждения…Уже в 1942 году появляются книги о войне, которые сразу же вызывают большой интерес у ребят: «Горячее сердце» С. Заречной, «Как мы жили при немцах» Л.Веприцкой, «Обыкновенные ребята»
Л.Кассиля и др.
На нашей встрече мы показали многие книги того времени и даже прочитали стихотворение В.Катаева «Бочка» (на фото).

В 1943 году московские школы вновь открылись. Многие ребята за два года сильно отстали от школьной программы. В отчете библиотеки за 1943 г.отмечается, что ребята 14-15 лет читают книги, которые раньше читали 12-13-летние.
И еще – строчки, берущие за душу:
«Приходят в библиотеку юноши – наши читатели, которые временно приезжают с фронта.
…Казаков Владислав, активный читатель, участник всех мероприятий, ныне летчик, после госпиталя вернулся временно в Москву и зашел в библиотеку посмотреть, кто работает.
Рязанов Виктор два года был в партизанском отряде, вернулся в библиотеку и много, с волнением, рассказывал о зверствах немцев».


В 1944 году библиотека отметила 10-летие. 1 марта в библиотеке собрались 180 человек – библиотекари, читатели, писатели Л.Кассиль и Р.Фраерман. Сохранился протокол встречи со всеми выступлениями. Процитирую выдержку из одного – девятиклассницы Веры Егоровой:
«Я здесь читаю со 2-го класса. ...Что дала мне библиотека? Очень много. Книги помогли мне бороться за жизнь, за хорошую жизнь...
Я недавно читала рассказ из жизни Германии, под названием «Что же дальше?». Там описывается маленький человечек. Он сидит и не знает, куда ему деться. Я не хочу походить на этого человечка. Я хочу знать, что мне делать.
Недавно я слышала, как женщина на вопрос, чем болен ее ребенок, сказала: «буркелез какой-то». Мне было очень больно это слышать. Мне хочется быть образованным человеком и чтоб все люди были образованные.
У нас была одна девочка, грубая такая. А раз она плакала и рассказывала, как у нее дома плохо, какие люди плохие. Она плакала: «Я хочу другой жизни». И вот книги помогли ей вырваться из среды»
.
К юбилею были собраны отзывы читателей о библиотеке. Мне они показались очень интересными, но я приведу только один:
«Приятно думать, что у меня есть моя библиотека, в которой чувствуешь себя как дома» ((Вера Егорова, 9 кл.).
Думаю, это очень важно и сегодня, спустя 70 лет, – чтобы в наших стенах вы, читатели ХХI века, чувствовали себя как дома.

В К концу войны и послевоенные годы библиотека постепенно возвращается к своей традиционной работе. Например, в 1944 году библиотека изучила предисловия, которые встречаются в книгах Детгиза, и опросила 200 читателей, читают ли они предисловия. И не прекращается изучение читателей: ведутся беседы о прочитанном, собираются отзывы о книгах и даже проводится анкетирование:
1.    Когда читаешь книгу, обращаешь ли внимание на то, кто ее написал?
2.    Для чего книге дается название?
3.    Смотришь ли ты оглавление в книге?
В этом же году прошла большая читательская конференция «Зачем я читаю?».

Из отчета за 1948 год: «Читальня всегда полна. Часто маленьким читателям приходится ждать, пока освободится место».
Жизнь в библиотеке кипит! Появились книги о прошедшей войне, которые сразу входят в круг чтения детей и подростков: Катаев В. «Сын полка», Ильина Е.«Четвертая высота», Кошевая Е. «Повесть о сыне», Медведев Д. «Это было под Ровно». Библиотека проводит много встреч с авторами. За эти годы в библиотеке побывали Е.Ильина, В.Осеева, Л.Кассиль, Д.Медведев (на фото), Н.Носов, В.Чаплина, Н.Кончаловская и многие другие писатели.


В 1947 году в столице широко отмечается 800-летие Москвы. Неудивительно, что одной из самых спрашиваемых книг становится «Наша древняя столица» Н.Кончаловской.
А 1949 год – год 150-летнего юбилея А.С.Пушкина, что также отразилось на чтении.

Но, конечно, читателям того времени интересны самые разные книги: об ученых, о героях, о путешествиях, технике, географии. Интерес к книгам об авиации и по авиамоделированию тоже не ослабевает. И, как и во все времена, читатели любят приключения и сказки.
Обратите внимание на выставку книг, изданных в первые послевоенные годы: яркие обложки, радостные лица. И названия: «Новые ясли», «Новые игрушки», «Веселые рассказы», «Веселая семейка», «Веселые чижи», «Веселые путешественники». После страшных и трудных военных лет хотелось веселья, радости, счастья. Хотя бы на страницах детских книг...

Comments

( 1 Рассказал историю — Поддержать разговор )
livejournal
Feb. 26th, 2014 11:14 am (UTC)
История "Гайдаровки". 40-е годы.
Пользователь archivbl сослался на вашу запись в записи «История "Гайдаровки". 40-е годы.» в контексте: [...] Оригинал взят у в История "Гайдаровки". 40-е годы. [...]
( 1 Рассказал историю — Поддержать разговор )

О нас

эмблема
gaidarovka_news
"Гайдаровка" - читателям
Website

Календарь

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Тэги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jared MacPherson