?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

7 февраля исполнилось 200 лет со дня рождения английского писателя Чарльза Диккенса. Этот год стал также юбилейным для одного из самых известных его произведений – романа «Приключения Оливера Твиста», написанного 175 лет назад.
Диккенс родился в местечке Лендпорт в семье мелкого служащего морского ведомства. Отец его, человек легкомысленный, влез в долги и был посажен в долговую тюрьму. Маленький Чарльз на всю жизнь запомнил мрачные картины тюрьмы Маршалси, где он навещал отца.
Легкими молодые годы писателя назвать трудно: чтобы как-то сводить концы с концами, мальчика отдали на фабрику ваксы мыть склянки и наклеивать этикетки. Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая судьба, если бы не кончина одного дальнего родственника, оставившего его родителям небольшое наследство. Чарльз изучает стенографию, становится газетным репортером и любыми доступными средствами старается пополнить свое образование. В 1836 году под псевдонимом Боз (так шутливо Диккенса звали дома) он выпускает в двух томах свои первые очерки – «Очерки Боза». Случайные и забавные поначалу городские сценки переросли в картины, в которых жизнь Лондона показана в социальных контрастах. На фоне городских улиц, набережных, рынков, магазинов, судов, тюрем, больниц проходят бедняки и нищие, состоятельные и богатые люди. Всё описание пронизано сочувствием и состраданием к изгоям огромного города.


В 1837 году Диккенс являет миру свой первый большой роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Роман без преувеличения можно назвать грандиозной комической эпопеей. В основу сюжетной линии положена история судебного процесса, который возбудила против мистера Пиквика его квартирная хозяйка миссис Бардль, желая женить его на себе. Доверчивый, добрый и честный мистер Пиквик на каждом шагу видит несправедливость и не желает с ней мириться. Он без конца попадает в нелепые положения из-за того, что мир совершенно не соответствует его представлениям о жизни и людях. Пиквик и его друзья, члены Пиквикского клуба, – состоятельные люди, милые и забавные, одержимы донкихотским стремлением исправить зло и восстановить справедливость, отчего постоянно попадают в глупейшие ситуации. Однако, в какие бы передряги им не пришлось попасть, друзья верят, что добро должно победить. При всей своей легкости и комичности, роман обличал реалии английской жизни тех лет: подкуп и шантаж при выборах в городке Итонсвилле, взяточничество и крючкотворство судебных чиновников. После издания «Посмертных записок…» Диккенс снискал славу молодого литератора с тонким чувством юмора.
Пожалуй, в этом месте стоит сделать остановку. Подкуп, шантаж, взяточничество – все эти слова мы слышим чуть ли не каждый день, стоит лишь включить телевизор или взять в руки газету. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с бюрократическим аппаратом и чиновничьим произволом. Несовершенства политической системы и пороки общества, описанные Диккенсом почти 200 лет назад, и сегодня «живее всех живых».
В 1834 году в Англии вышел «закон о бедных», который выражал лицемерную заботу буржуазного правительства о бездомных бедняках, постановив организовывать «работные дома». В изображении Диккенса такой дом становился сущим адом для сироты Оливера, царством голода и унижений, оскорблений и обид. Мальчик бежит из работного дома, не в силах больше выносить тяготы такой жизни. Угодив в воровскую шайку, Оливер становится жертвой злодеев и лишь случайная встреча с добрым мистером Браунлоу спасает его. Рисуя социальное зло в картинах приюта и лондонских трущоб, Диккенс убежден, что путь к справедливости – в нравственном воздействии на читателей, в перевоспитании людей.
Симпатии к бедным людям выражены в цикле «Рождественских рассказов»(1843 – 1845): «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи». Эти фольклорно-фантастические повести, приуроченные к рождественской ночи, с духами и волшебниками, со счастливым концом, прославляли доброе и отзывчивое человеческое сердце. Даже скряга Скрудж («Рождественская песнь в прозе») под влиянием духов, явившихся ему во сне и изобразивших ему его жизнь и страшную смерть, перерождается и становится добрым стариком. Он готов помочь людям и теперь впервые чувствует себя счастливым.
Восприятие творчества Диккенса в начале XXI века, естественно, сильно отличается от восприятия его современниками: то, что вызывало слезы умиления у читателя викторианской эпохи, сегодня кажется нам натянутым, излишне сентиментальным. Но нельзя не отметить, что герои Чарльза Диккенса всё же близки представителям современного общества. Достаточно лишь мысленно перенестись из старой доброй Англии в день сегодняшний, как станет очевидно, что романы Диккенса очень современны, ведь они символизируют борьбу Добра со Злом, прославляют гуманистические ценности и взывают к нашему милосердию. Писатель призывает нас сопереживать и сочувствовать тем, кто терпит несправедливость.
О Чарльзе Диккенсе написано много книг, а в Лондоне по сей день выходит журнал «Диккенсиана». Во многих странах существуют общества почитателей его таланта. И трудно представить себе человека, незнакомого с книгами Диккенса. Это ли не главное доказательство того, что творчество писателя в XXI веке находит отклик в сердцах читателей, продолжая быть любимым и необходимым? А каких героев Диккенса вам приходилось встречать в жизни, дорогие читатели?


О нас

эмблема
gaidarovka_news
"Гайдаровка" - читателям
Website

Календарь

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Тэги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jared MacPherson